Уголовно-правовая характеристика получения взятки (ст.290 УК РФ)

Юлия Николаевна Щетинкина (yuliya.shetinkina@mail.ru)
юридический факультет, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского
Январь, 2018
Полный текст (внешний сайт)
 
Окончила в 2018 г. обучение в магистратуре юридического факультета Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского.
 

Автореферат

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»


Кафедра уголовного,
экологического права
и криминологии


Уголовно-правовая характеристика получения взятки (ст.290 УК РФ)

АВТОРЕФЕРАТ МАГИСТЕРСКОЙ РАБОТЫ

студентки 3 курса 365 группы,
направления 40.04.01 «Юриспруденция»
юридического факультета
Щетинкиной Юлии Николаевны



Научный руководитель
доцент кафедры уголовного,
экологического права
и криминологии,
к.ю.н., доцент ___________ С.В. Шошин



Заведующий кафедрой уголовного,
экологического права и криминологии,
д.ю.н, профессор ___________ Н.Т. Разгельдеев



Саратов 2018
Введение. Взяточничество обоснованно считается одним из наиболее опасных преступлений коррупционного характера, так как причиняет серьезный ущерб нормальному функционированию международных организаций, государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, интересам граждан и организаций. Взяточничество характеризуется аморальностью, оказывает негативное влияние на общественное развитие и формирование правового государства.
Преступления коррупционной направленности высоколатентны, так как лица, дающие взятки и лица, получающие взятки, прикладывают все усилия для того, чтобы их действия были скрыты. Можно отметить, что значительному росту коррупции в стране за последние несколько лет способствовали сложная экономическая ситуация и политическая напряженность.
Коppупция как общественное явление обладает определенными качественными признаками. Среди них скрытный характер, отсутствие единства интереса большинства с общественной элитой, незаконность пользования благами. Помимо прочего, коррупция нарушает интересы личности, общества, государства, «попирает» правила морали.
Получение взятки – преступление, уголовная ответственность за которое предусмотрена ст.290 УК РФ, и представляет собой вид коррупционной деятельности, поражающей практически все структуры общества, государства, деформирует общественное сознание .
Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры ежегодно предоставляет сведения о количестве преступлений, зарегистрированных на территории Российской Федерации, в том числе по регионам. Так, в 2016 г. количество преступлений по статье 290 УК РФ увеличилось на 7,6% , чем имело место в 2015 году, и составило 7563 случая. Кроме того, зафиксировано 6598 случаев дачи взятки - это на 16,2% больше, чем в 2015 году. Для рассмотрения в суды направлено по ст.290 УК РФ 6220 дел, по ст. 291 УК РФ - 6540 дел. От общего числа всех совершаемых преступлений на территории Российской Федерации коррупционные преступления составляют 1,5% .
На заседании Совета по противодействию коррупции 26 января 2016 года президент РФ В.В. Путин отметил, что за январь-сентябрь 2015 года было осуждено 8,5 тысяч человек, около 12 тысяч должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. При этом уволено 618 государственных служащих. Ущерб, причиненный действиями коррупционеров составил около 15,5 млрд. рублей лишь с января по сентябрь 2015 года. При этом возвратить в государственную казну представилось возможным лишь 4,4 % указанной суммы.
В 2014 году давать взятки стали чаще, чем брать, а в 2016 году реже стали давать, нежели брать. Данные судебной статистики также представляют интерес. Так, согласно порталу правовой статистики, за январь-июль 2016 года зарегистрировано 4583 случая получения взятки и 3997 случаев дачи взятки. Согласно статистике Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в январе-июле 2016 года за дачу взятки уголовной ответственности с вынесением приговора подвергнуты 2564 человека, за получение взятки - 822 человека .
На первый взгляд, основываясь на статистических данных, может сложиться впечатление, что население порождает коррупцию, оно стремится давать взятки, от получения которых чиновники отказываются.
Некоторые правоведы полагают, что, имея такую неблагоприятную ситуацию, следует снизить возможность давать взятки, уменьшив наказание для взяткополучателя, ужесточив его для взяткодателя с расчетом на то, что потенциальный взяткодатель, опасаясь наказания, откажется от преступного умысла и не станет давать взятку.
Однако, стоит отметить, что данный подход не эффективен. В современном обществе, если человек понимает, что взятка - единственный способ добиться желаемого, реализовать свои права, то он вынужден совершить преступление. У чиновников намного больше возможностей оказывать давление без ущерба для себя, в отличие от обычных граждан.
Попытки борьбы с коррупцией, в том числе проверки, осуществляемые государственными органами, порой самые незначительные, задержания лиц, уличенных во взяточничестве, правоохранительными органами обычно широко освещаются в СМИ. Возможно, поэтому большая часть населения страны считает борьбу с коррупцией эффективной.
Интересно, что ежегодно международной неправительственной организацией Transparency International составляется рейтинг коррупции, в котором Россия находится на 134 месте из 176, стране присвоено 29 баллов (чем выше балл, тем выше показатель роста коррупции). В 2016 году Россия находилась на 131 месте. В 2015 году- занимала 119 место, а в 2014 году - 136 место с 27 баллами наряду с Ливаном, Камеруном, Кыргызстаном, Ираном. Ранее же в 2013 и 2012 Россия получала 28 баллов и занимала 127 место и 133 место соответственно .
Тема борьбы с коррупцией активно используется в современном обществе и является довольно эффективным средством воздействия на массовое сознание. Показатели роста коррупции вряд ли изменятся, если не изменить сами методы борьбы с данным явлением.
Вышеизложенные доводы и статистика определяют актуальность выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - общественные отношения, которые возникают в связи с привлечением лица к уголовной ответственности за получение взятки.
Предмет исследования данной выпускной квалификационной работы - уголовное законодательство в части ответственности за получение взятки, практика его применения, учебная и научная литература.
Цель работы – выявление основных закономерностей, проблем и ключевых аспектов уголовной ответственности за данное преступление.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать исторический аспект развития уголовной ответственности за получение взятки;
2) изучить понятие получения взятки, рассмотреть объективные и субъективные признаки преступления, основные квалификационные признаки получения взятки, особенности уголовной ответственности за квалифицированные виды получения взятки; проанализировать вопрос о разграничении получения взятки с другими составами преступлений.
5) проанализировать уровень уголовно-правового регулирования ответственности за получение взятки на современном этапе и определить необходимость в совершенствовании данной нормы.
В качестве основных методов работы будут использоваться диалектический метод, общенаучные и частнонаучные методы познания, включая формально-логический, формально-юридический, статистический, исторический и сравнительно-правовой.
Теоретическую основу работы составляют труды ведущих правоведов-теоретиков как: П.С. Яни, Н.С. Крюкова, А.И. Рарог, Н.Г. Смоляная, Б.В. Волженкин, М.А. Подгрушный и др.
Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной практики, результаты уголовных дел некоторых судов Российской Федерации.
Теоретическая значимость работы определена тем, что она представляет собой специальное исследование уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ст.290 УКРФ. Предприняты попытки разрешения некоторых дискуссионных вопросов.
Практическая значимость определяется результатами проведенного анализа, сформулированными на основе исследования выводами и рекомендациями по совершенствованию норм уголовного законодательства, регламентирующих ответственность за получение взятки.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Понятие коррупции берет начало с IX-X вв., и наблюдается на протяжении всего исторического развития России.
2. Получение взятки – преступление, уголовная ответственность за которое предусмотрена ст.290 УК РФ, и представляет собой вид коррупционной деятельности, поражающей практически все структуры общества, государства, деформирует общественное сознание.
3. Объектом получения взятки является совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, публичных международных организаций. Предмет получения взятки, согласно ст.290 УК РФ, - любые материальные ценности, деньги, в том числе иностранная валюта, иные валютные ценности, ценные бумаги, недвижимое имущество и др., услуги имущественного характера, которые оказываются взяткополучателю безвозмездно либо по заниженной стоимости, имущественные права. При этом в науке уголовного права вопрос об объекте и предмете преступления, предусмотренного ст.290 УК РФ, является дискуссионным.
4. Объективная сторона преступления, предусмотренного ст.290 УК РФ, предусматривает несколько вариантов служебного поведения должностного лица, за которое или в связи с возможностью осуществления которого оно получает взятку: совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица; совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию); общее покровительство; попустительство по службе.
4. Важнейшим признаком состава получения взятки является связь между фактом получения взятки и конкретным действием (бездействием) должностного лица.
5. Субъективные признаки получения взятки характеризуются прямым умыслом, корыстным мотивом; субъектами преступления могут быть должностное лицо, иностранное должностное лицо, должностное лицо публичной международной организации.
6. Повышенную общественную опасность представляют собой квалифицированные и особо квалифицированные составы получения взятки.
7. В теории уголовного права, а также в правоприменительной практике важное место занимает вопрос отграничения получения взятки от смежных составов преступлений, предусмотренных ч.3 ст.159, ст.204, ст.285, ст.286 УК РФ.
8. Автором рассмотрен вопрос о внесении лоббистской деятельность в рамки правового регулирования. На основании анализа ст.290 УК РФ автор предлагает также внести некоторые изменения в данную правовую норму.
Структура работы выстроена с учетом целей и задач исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
Апробация работы. Результаты магистерского исследования прошли следующую апробацию:
- опубликована научная статья на тему «К вопросу о разграничении взятки и подарка государственным служащим» .
- доложено на ежегодной межвузовской конференции «Актуальные вопросы реформирования современного российского законодательства» 12 декабря 2016 года г. Саратов, на тему «К вопросу о содержании объективной стороны получения взятки».
Основное содержание работы. Борьба с коррупцией всегда была одной из самых насущных проблем политического, социального и экономического развития России, как исторического наследия во всех ее негативных проявлениях. Взятка как преступление в истории Российского государства известна еще с IX – X веков.
В первой главе раскрывается исторический аспект содержания взятки, рассматривается вопрос об уголовной ответственности за получение взятки в различные периоды времени: возникновение и развитие ответственности за получение взятки в истории российского уголовного законодательства до 1917 г.; советский период; уголовная ответственность за взяточничество в современной России. На основании проведенного анализа, отмечено, что комплекс мер, принимаемых российским государством на протяжении своего развития, лишен системности, а поэтому не принес положительных результатов. Законодатель не уделял должного внимания совершенствованию уголовно-правовых норм, а лишь усиливал карательный элемент. Взяточничеством был поражен весь государственный аппарат, а потребность в борьбе с ним по-прежнему оставалась необходимой.
Вторая глава магистерской работы посвящена исследованию понятия получения взятки, объективных и субъективных признаков преступления, основных квалифицирующих признаков получения взятки, особенностей уголовной ответственности за квалифицированные виды получения взятки.
Ст. 290 УК РФ содержит признаки объекта и предмета данного преступления. Объект преступления – это общественные отношения, на которые посягает общественно опасное деяние, причиняя или создавая реальную угрозу причинения вреда в результате его совершения .
Наука уголовного права предусматривает деление объектов на родовой, видовой и непосредственный. Кроме того, выделяют общий объект преступления, представляющий собой всю совокупность общественных отношений, охраняемых уголовным законом.
Определение предмета взяточничества представляет проблему для современной науки уголовного права и создает почву для множества дискуссий по этому поводу, что требует особого внимания со стороны правоведов, а также со стороны общества и государства. Качество разрешения данной проблемы находится в зависимости от эффективности борьбы с коррупцией, а для современной России это крайне актуально.
В основном составе получения взятки предполагаемое поведение взяткополучателя может выражаться:
во-первых, - как совершение действий (бездействия), входящих в служебные полномочия должностного лица (компетенцию). В данном случае деяния создают наименьшую степень общественной опасности;
во-вторых, - как способствование в силу занимаемого служебного положения совершению действий (бездействия), входящих в служебные полномочия иного лица. Тем самым, виновный, пользуясь своим служебным положением, связями, авторитетом, добивается желаемого результата, а именно совершения желаемых для себя действий (бездействия), совершенных другим лицом;
в-третьих, - как общее покровительство по службе, которое может представлять собой незаслуженные поощрения, необоснованное повышение в должности и др.
в-четвертых, - попустительство по службе.
Особую опасность представляет собой общее покровительство со стороны должностных лиц правоохранительных органов в отношении лиц, являющихся Важнейшим признаком состава получения взятки является связь между фактом получения взятки и конкретным действием (бездействием) должностного лица. Именно под влиянием факта получения взятки либо наличию договоренности к получению взятки взяткополучатель совершает те или иные действия (бездействие).
Кроме того, в науке уголовного права значительное внимание уделено вопросу противоречивости положений ст. 575 ГК РФ и п. 6 ст. 17 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» .
Так, последним предусмотрен запрет на получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Одновременно ст.575 ГК РФ запрещает получение государственными служащими обычных подарков, стоимость которых превышает 3000 рублей.
Состав преступления, предусмотренного ст.290 УК РФ является формальным, то есть преступление считается оконченным с момента, когда взяткополучателю была передана хотя бы часть взятки. При квалификации необходимо установить осведомленность лица, что предмет взятки дается ему именно за определенные действия, законные либо незаконные, и его намерение и желание совершить указанные действия за взятку .
Важнейшими признаками, определяющими субъективную сторону получения взятки, являются вина, мотив и цель. Вина является обязательным признаком субъективной стороны состава преступления, мотив и цель – факультативными.
Чтобы определить преступное деяние как получение взятки, не важно, на какие цели будут потрачены деньги, полученные в качестве взятки, не важно, кто впоследствии будет пользоваться благами. Сам факт получения должностным лицом взятки создает общественную опасность данного преступления для охраняемых уголовным законом общественных отношений. Наличие же корыстного мотива при квалификации позволит отграничить получение взятки от других общественно опасных деяний.
Субъектом преступления, предусмотренного ст.290 УК РФ может быть должностное лицо, понятие которого дается в примечании к ст.285 УК РФ, а также иностранное должностное лицо, должностное лицо публичной международной организации.
Выделяют три группы признаков должностного лица, которые определены Постановлением Пленума ВС РФ от 16.10.2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» :
- характер выполняемых функций.
- правовое основание наделения лица определенными функциями.
- принадлежность органов либо учреждений, в которых осуществляет свою деятельность должностное лицо.
В магистерской работе уделено значительное внимание вопросу квалификации действий виновного лица при получении взятки от нескольких лиц, если в интересах каждого из них должностным лицом совершается отдельное действие (бездействие), а также когда принятие предмета взятки состоит из эпизодов единого продолжаемого преступления; вопросу об отнесении действий, совершенных должностным лицом, к его служебным обязанностям и определении его способности реально выполнить эти действия в силу занимаемой им должности и др. Приведены примеры из материалов судебной практики. Получение взятки в крупном и особо крупном размере представляет собой наиболее общественно опасное деяние, предусмотренное ст. 290 УК РФ. Ужесточение наказания связывается с размером предмета взятки, который представляет собой значительный материальный ресурс, всеми силами скрываемый и приуменьшаемый взяткополучателем.
Третья глава магистерской диссертации посвящена вопросу о разграничении получения взятки (ст.290 УК РФ) со смежными составами. Кроме того, в содержании данной главы автором выделены предложения к совершенствованию указанной правовой нормы. Так, относительно получения взятки смежными являются составы преступлений, предусмотренные ст.285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями», ст.286 УК РФ «Превышение должностных полномочий», ст.204 УК РФ «Коммерческий подкуп», ч.3 ст.159 УК РФ Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере».
Автором рассмотрены признаки указанных составов преступлений, выявлены основные проблемы, возникающие при квалификации содеянного. Приведены примеры из судебной практики.
Вопрос об эффективности уголовного наказания за коррупционные преступления в науке уголовного права является дискуссионным и на протяжении нескольких десятков лет вызывает большой научный интерес среди ученых-правоведов. Внесение любых изменений в содержание уголовно-правовых норм должно отвечать целям уголовного наказания. Представляется возможным внести лоббистскую деятельность в рамки правового регулирования, опираясь на опыт Великобритании или США.
Проанализировав положения ст.290 УК РФ, автор полагает необходимым внести некоторые изменения данной правовой нормы. Во-первых, внести дополнение в ч. 1 ст. 290 УК РФ и после фразы «…оказание ему услуг имущественного характера», указать далее по тексту «…а также неимущественного характера, но предоставляющее неправомерное преимущество за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе» применительно к определению характера выгоды, извлекаемой должностным лицом за совершение взяточничества. Данные изменения автор считает обоснованными, поскольку понятие «услуги имущественного характера» не охватывает весь перечень услуг, которые могут вызвать интерес должностного лица, готового совершить действие (бездействие), входящие в его служебные полномочия.
Во-вторых, предлагается дополнить ч.ч.3, 4 ст.290 УК РФ особо квалифицирующим признаком – получение взятки в интересах организованной группы или преступного сообщества». Как уже ранее было отмечено, коррупция во власти, связанная с организованной преступностью, характеризуется высоколатентностью и высоким уровнем общественной опасности, успешно подрывая авторитет государственной власти.
В-третьих, автор считает возможным из ч. 5 ст. 290 УК РФ устранить квалифицирующий признак «с вымогательством взятки» и выделить его в самостоятельный состав преступления: «Принуждение к даче взятки».
Данные примеры изменений можно направлены на ужесточение ответственности за получение взятки. Такие изменения нельзя назвать «резкими», считаем их оптимальными и постепенными, отвечающими принципам разумности и справедливости.
Заключение. Динамика социально-политических явлений, общественных отношений обуславливает развитие уголовного законодательства. Своевременность реформирования законодательства, внесения необходимых обществу и государству изменений являются важнейшим показателем их эффективности.
К сожалению, взяточничество стало неотъемлемым элементом правовой действительности России. Статистика показывает, что этим негативным явлением пронизаны почти все сферы общества, их число особенно велико в период экономической нестабильности государства .
По сравнению с положением дел в России, например, в 1990-е годы, именуемые «лихими девяностыми», наши дни с уверенностью можно ознаменовать благоприятным временем для общества.
Большое число научных работ посвящены проблеме взяточничества, и данное исследование представляет собой попытку автора обратить внимание на эту проблему, выявить несовершенства, найти «дыры» в законодательстве, подчеркнуть необходимость его изменения.
Взятка, как социально-правовое явление, имеет глубокие исторические корни.
Первоначально взятка расценивалась как норма поведения в обществе.
В связи с протекающими в обществе процессами формирования централизованной власти и ее публичности, взятка стала считаться неправомерным деянием.
Уголовная ответственность за взяточничество в России всегда являлась составляющей частью законодательного регулирования общественных отношений. В разные периоды времени имели место различные подходы к регламентации уголовной ответственности за получение взятки.
«Получение взятки» меняло свое содержание, воспринимая результаты деятельности ученых-правоведов и опыт правоприменительной практики. Менялись и сами нормы, предусматривающие уголовную ответственность за получение взятки. Противодействие взяточничеству в России выливалось в принятие специальных нормативно-правовых актов, заключение международных договоров и их ратификацию, иногда - частично. Несмотря на это, до настоящего времени комплекс принятых мер и политика государства в целом не смогли существенно снизить показатели коррупции в стране.
Определяющим свойством взятки выступает материальный характер, что делает ее крайне востребованной и создает предпосылки для имущественной выгоды взяткополучателя.
Субъективная сторона данного преступления выражается только в форме прямого умысла, когда виновное лицо осознает, что вознаграждение ему вручается именно за конкретные действия (бездействия), которые он должен совершить с использованием своего служебного положения в пользу взяткодателя, а также за общее покровительство и попустительство по службе; при этом лицо желает получить за них вознаграждение.
Поскольку стремление виновного лица направлено на получение материальной выгоды, отметим, что для получения взятки характерны корыстный мотив и цель, несмотря на то, что в диспозиции ст.290 УК РФ они прямо не указаны.
Взятка считается полученной по предварительному сговору группой лиц, если в совершении данного преступления участвовали два или более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления, с использованием своего служебного положения. Членами организованной группы могут быть и не должностные лица, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений, однако они не будут являться субъектами преступления, предусмотренного ст.290 УК РФ.
При оценке действий соучастников следует учитывать наличие квалифицирующих признаков, а также установить, охватывались действия всех участников одним общим умыслом.
На практике существенное значение имеет проблема разграничения получения взятки со смежными составами. Подробный анализ смежных составов, выделение отличительных признаков, определяющих их границы служит предпосылкой правильной квалификации содеянного. От составов преступлений, имеющих общую социальную природу, связанных с незаконным получением вознаграждения, получение взятки отличается субъектом преступления, содержанием общественных отношений, являющихся объектом преступления, характером и значимостью обусловленных незаконным вознаграждением действий (бездействия) должностного лица, содержанием умысла и мотивами совершения преступления.
Проанализировав законодательство, предусматривающее уголовную ответственность за получение взятки, необходимо отметить, что оно нуждается в реформировании и усовершенствовании.
Нельзя забывать о том, что коррупция - это международная проблема, которая имеет место во всех государствах в той или иной мере, и лишь объединив усилия всех правоохранительных органов, специальных ведомств и международных организаций, общество сможет достичь положительных результатов в борьбе с ней .
В ходе проведенного исследования были рассмотрены ключевые вопросы уголовной ответственности за получение взятки, проанализировано содержание понятия «получение взятки», изучены основные квалификационные признаки данного преступления, а также ответственность за его совершение.
Исходя из анализа теоретического материала данной работы, можно сделать вывод, что указанная уголовно-правовая норма требует внесения некоторых изменений и более детальной регламентации.
Опыт других стран показывает, что решить проблему взяточничества можно без жертв и в короткие сроки. Возможно, в обозримом будущем Россию будут приводить в качестве образца успешной антикоррупционной политики.